На официальном портале Минэкономразвития Российской Федерации "Мастерская контроля" размещен соответствующий Реестр, включающий различные виды государственной надзорной и контрольной деятельности, и составленный сотрудниками специализированного "Центра по институциональному развитию контрольной (надзорной) деятельности" ("ЦСР").

В этот перечень (Реестр) входят индикаторы почти 200 видов надзорной и контрольной государственной деятельности, среди которых 100 видов только контрольной деятельности. Например, у Федеральной службы по труду и занятости 5 индикаторов, у Ростехнадзора — 18.

Основные характеристики индикаторов

При помощи индикаторов этого вида можно идентифицировать возможные нарушения, что в свою очередь позволяет предотвращать причинение вреда. Поэтому на основании индикаторов со стороны надзорных ведомств инициируются проверки. Индикаторы, вошедшие в Реестр, соответствуют федеральному законодательству, касающемуся госконтроля.

Но отдельные индикаторы нуждаются в доработках. Это связано с отсутствующими показателями отклонения и несоответствием критериям измеряемости. Это основные ошибки разработчиков, допускаемые при работе над подготовкой индикаторов. С помощью отдельно взятых параметров можно отобразить не потенциальный, а причиненный ущерб, а также выявить допуск несоблюдения обязательного требования. В таких ситуациях индикаторы не исполняют своих функций:

  • демонстрация рисков причинения ущерба;
  • обнаружение нарушений обязательных требований.

Индикаторы, связанные с законодательством по труду

Здесь следует напомнить, в то в Приказе Министерства РФ по труду № 838-Н фиксируются всего 2 индикатора, связанных с надзорной деятельностью по соблюдению трудового законодательства. Один индикатор затрагивает процедуры банкротства работодателей со штатом работников из 50 и более человек. Второй риск относится к измерениям с целью специализированной оценки рабочих условий.

Такое количество утвержденных индикаторов вызывает недоумение. Ведь итоговый документ содержит 2, а не 22 индикатора, которые планировались изначально. И в нем мало общего с первоначальным проектом, который был опубликован весной 2022 года почти на тысяче страниц. И это уже обсуждалось.

В то же время специалисты — разработчики индикаторов риска пояснили, что, если в реестре нет определенных индикаторов, или если возникают какие-либо предложения по составлению и доработке Реестра, следует обращаться в Центр по электронной почте. Каждое обращение будет рассмотрено, а необходимые индикаторы добавятся в Реестр.