Общественность сможет обсудить новый проект постановления Правительства РФ до 01.02.2023 г. Проект связан с автоматизацией самостоятельного контроля за соблюдением законов, норм и правил в сфере трудового права.
Благодаря ФЗ №248, принятому в июле 2020 г., постановлению Правительства РФ №1230 от 2021 г. появилась возможность использования РО подхода к реализации контроля и надзорных мероприятий, направленных на соблюдение требований трудового законодательства. Упомянутые федеральный закон регламентирует эффективные меры государственного и муниципального контроля в стране, а правительственное постановление – исполнение законов, НПА в трудовой сфере.
О необходимости изменения используемого подхода, при руководстве которым осуществляются меры контроля и надзорная деятельность, формирования среды для расширения перечня соответствующих мероприятий указывает другое постановление Правительства №336, работающее с марта предыдущего года. В документе рассматриваются особенности организации и применения контроля со стороны государства, муниципальных органов, что необходимо для формирования у работодателя высокого уровня ответственности исполнения законных требований в сфере труда.
Основные изменения проекта предполагают:
- внедрение для работодателей самостоятельного контроля за выполнением законных требований;
- разнообразие подходов проверки работодателя и организаций, специализирующихся на проведении СО трудовых условий;
- применение стимулирующих мер для повышения уровня добросовестности.
Ожидается автоматизация процедуры самостоятельного обследования. С этой целью планируют использовать сайт Роструда.
Работодатели и иные организации, прошедшие надзорную процедуру с высокой оценкой выполнения законных требований, имеют право задекларировать соблюдение упомянутых требований.
В ГИТ или Роструде, куда документ будет направляться, декларацию зарегистрируют для дальнейшего размещения на сайте одного из ведомств. Ликвидность декларации – 1 год с учетом даты регистрации, которая указывается в самом документе.
При оценивании уровня ответственности контролируемого лица принимаются во внимание:
- перечень проведенных им мероприятий по уменьшению риска причинения ущерба, предотвращению такового ценностям, которые взяты под охрану закона;
- присутствие работающих лицензированных систем по обеспечению контроля внутри предприятия;
- открытость информационных ресурсов, принадлежащих контролируемому лицу, для органов, осуществляющих контроль;
- объективное оценивание выполнения необходимых требований;
- сертификация, полученная при инициативе контролируемого лица.
Проверку добросовестности работодателя и выставление ему оценки планируют осуществлять в разные периоды: 1 и 3 года. На продолжительность процедуры влияет категория риска в работе организации.
Ожидается, что нововведения вступят в силу до начала лета 2023 г.