Общественность сможет обсудить новый проект постановления Правительства РФ до 01.02.2023 г. Проект связан с автоматизацией самостоятельного контроля за соблюдением законов, норм и правил в сфере трудового права.

Благодаря ФЗ №248, принятому в июле 2020 г., постановлению Правительства РФ №1230 от 2021 г. появилась возможность использования РО подхода к реализации контроля и надзорных мероприятий, направленных на соблюдение требований трудового законодательства. Упомянутые федеральный закон регламентирует эффективные меры государственного и муниципального контроля в стране, а правительственное постановление – исполнение законов, НПА в трудовой сфере.

О необходимости изменения используемого подхода, при руководстве которым осуществляются меры контроля и надзорная деятельность, формирования среды для расширения перечня соответствующих мероприятий указывает другое постановление Правительства №336, работающее с марта предыдущего года. В документе рассматриваются особенности организации и применения контроля со стороны государства, муниципальных органов, что необходимо для формирования у работодателя высокого уровня ответственности исполнения законных требований в сфере труда.

Основные изменения проекта предполагают:

  • внедрение для работодателей самостоятельного контроля за выполнением законных требований;
  • разнообразие подходов проверки работодателя и организаций, специализирующихся на проведении СО трудовых условий;
  • применение стимулирующих мер для повышения уровня добросовестности.

Ожидается автоматизация процедуры самостоятельного обследования. С этой целью планируют использовать сайт Роструда.

Работодатели и иные организации, прошедшие надзорную процедуру с высокой оценкой выполнения законных требований, имеют право задекларировать соблюдение упомянутых требований.

В ГИТ или Роструде, куда документ будет направляться, декларацию зарегистрируют для дальнейшего размещения на сайте одного из ведомств. Ликвидность декларации – 1 год с учетом даты регистрации, которая указывается в самом документе.

При оценивании уровня ответственности контролируемого лица принимаются во внимание:

  • перечень проведенных им мероприятий по уменьшению риска причинения ущерба, предотвращению такового ценностям, которые взяты под охрану закона;
  • присутствие работающих лицензированных систем по обеспечению контроля внутри предприятия;
  • открытость информационных ресурсов, принадлежащих контролируемому лицу, для органов, осуществляющих контроль;
  • объективное оценивание выполнения необходимых требований;
  • сертификация, полученная при инициативе контролируемого лица.

Проверку добросовестности работодателя и выставление ему оценки планируют осуществлять в разные периоды: 1 и 3 года. На продолжительность процедуры влияет категория риска в работе организации.

Ожидается, что нововведения вступят в силу до начала лета 2023 г.