Министерство труда официально вынесло на массовое обсуждение общественности законопроект номер 02/04/01-23/00135026, который призван изменить некоторые статьи действующего в настоящее время Трудового законодательства, в частности, в раздел 1, главу 36, ст. 213 ТК. Поправки вносятся в порядок проведения госэкспертизы произошедших на работе несчастных случаев и вообще условий труда. Так, в ст. 213 ТК внесены новшества, предусматривающие процедуру бесплатной госэкспертизы существующих на производстве условий труда, исключая случаи, оговоренные в федеральном законе.
На сегодняшний день известно, что превышение загруженности государственных экспертов, а зачастую - их недостаточная квалификация отрицательно сказываются на результатах их работы, даже на крупнейших предприятиях государства. Поэтому заявители вынуждены обращаться в Министерство Труда РФ, суды, Роструд. Это чревато дополнительными расходами и для заявителей, и для государственных структур – представителей власти. В связи с чем назрела необходимость предоставить право самостоятельно определять состав соответствующих подразделений, которые уполномочены осуществлять подобную государственную экспертизу на местах, т.е. отдать это право местным органам самоуправления.
Кроме того, согласно статье 219 ТК лица, являющиеся госэкспертами по условия труда, должны специально обучаться и регулярно повышать квалификацию.
Соответствующие правки ТК акцентированы на более широкую цифровизацию охраны труда путём создания виртуальных кабинетов от работодателей на базисе ФГИС СОУТ. Таким образом работодатели получать доступ к базе данных ЕСИА и своевременно пополнять её собственной информацией об условиях работы на своём предприятии и состояния ОТ без дополнительной оплаты.
Трудовой кодекс должен быть дополнен статьёй 214 (3), описывающей личный кабинет работодателя. Он будет использоваться пользователями для сбора информации, документально подтверждённой, о состоянии ОТ и условиях работы сотрудников в электронном виде, мгновенной передачи сведений в компетентные органы на хранение с использованием электронной подписи. Получателями могут быть внебюджетные фонды либо федеральные властные структуры .
Поправки в кодекс предусматривают также корректировку расследований произошедших на работе несчастных случаев. Теперь к лицам, которые участвуют в производстве, будут также относить обучающихся и пребывающих на производственной практике. Раньше это относилось только к проходящим производственное обучение.
В статью 228 (1) будет внесена поправка, добавляющая новый раздел, возлагающий ответственность за определение тяжести производственных травм на федеральный административный орган, отвечающий за медицинское регулирование. Поправка обязывает работодатели оперативно сообщать (в течение 24 час.) об острых отравлениях сотрудников, которые были вызваны воздействием опасных либо вредных факторов производства, в т.ч. приведших к смерти, в т.ч. в компетентные мед. органы, госорганы регионального уровня, которые уполномочены осуществлять контроль над санитарной и эпидемиологической обстановкой.
Список документов, необходимых при расследованиях произошедших несчастных случаев в ТК (пункте 2 ст.229) дополняется мед. заключениями об установленных причинах летальных исходов потерпевших и степени отравления наркотическими, алкогольными и прочими ядовитыми веществами. Эти документы предоставляются по запросу лица, уполномоченного работодателем.
Предлагается дополнить пункт 9 части 2 ст. 229 абзацем 9, трактующим понятие «грубой неосторожности». Под этим определением понимается поведение застрахована лица, что причиняет или увеличивает степень ущерба здоровью. В это понятие входит также официально подтверждённый факт отравления.
Теперь в обязанности медучреждений и органов, регулирующих условия труда, входит подготовка мед. заключений о степени тяжести и вообще – о характере случайного причинения вреда здоровью.
Законопроект декларирует также новую редакцию статьи 229 (3) (i) ТК. При выявлении произошедшего несчастья на производстве, но не сообщения о нём в нормативно очерченный срок в Государственную инспекцию ОТ либо страховую компанию, работодатель подлежит независимому расследованию данного несчастного случая со стороны инспекции труда, процедура не зависит от сроков давности произошедшего несчастного случая.
Расследование скрытых несчастных случаев, которые ранее в законах не оговаривалось, а также дополнительные расследования проводятся в соответствии с нормативами раздела 1 главы 36 ТК РФ. Согласно ним теперь дополнительные расследования проводятся с привлечением:
• инспекторов от профсоюза;
• представителейстраховых компаний;
• делегатов от надзорных органов, которые осуществляют надзор в этой сфере хозяйственной деятельности.
Поводом для нового расследования является то, что на подконтрольном предприятии произошёл несчастный случай с травмой при обстоятельствах, затрагивающих сферу осуществляемой хоздеятельности.
Отчет о таких расследованиях составляется по официальной форме. Предлагаемая поправка к статье 230, раздел 1ТК РФ, обязывает работодателей информировать соответствующие органы о результатах произошедших несчастных случаев как по истечении больничного листа, так и в повлекших смерть происшествиях.
Прописан также новый раздел, уполномачивающий соответствующие госорганы на службе охраны здоровья тружеников, делать рекомендательные замечания по формату учёта и официальному оформлению заключительного медицинского свидетельства потерпевшего от несчастного случая на производстве. Если вышеуказанный законопроект будет принят, он начнёт действовать с 01.09.2024 года.