В Госдуме вновь вернулись к рассмотрению вопроса о сокращении рабочей недели. Необходимо отметить, что эту тему начали обсуждать еще в 2019 году, когда Дмитрий Медведев будучи в тот период премьер-министром, вынес указанное предложение на рассмотрение.

Поддерживали инициативу и в комитете Государственной думы по труду и соцполитике. Так, Ярослав Нилов, являющийся главой комитета и считающий также, что 31 декабря необходимо сделать официальным выходным, выступал и за уменьшение трудовой недели. Он отмечал, что и без законодательной основы сокращенный режим практикуется на некоторых предприятиях. Часть работодателей освоили его в процессе перевода сотрудников на удаленный формат. В результате рабочий день становился короче, а заработная плата и производительность труда не уменьшались. В свою очередь, Минтруд выступал против, отмечая, что предпосылок для уменьшения рабочих дней в стране еще не возникло. Подобная модель еще не сформирована рынком труда, а без ее формирования внесение корректировок в ТК РФ нецелесообразно. Более того, организациям с непрерывным циклом работы уменьшение трудовой недели и вовсе противопоказано.

Также следует уточнить: ранее обсуждали непосредственно трансформацию 5-ти дневной рабочей недели в 4-х дневную. Сейчас представители власти менее радикальны и предлагают сократить часы. К примеру, не вносить корректировки в график первых четырех дней, а рабочее время в пятницу уменьшить вдвое.

Светлана Бессараб, являющаяся членом Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов отмечает: возможности осуществить указанные изменения в стране есть. Бессараб акцентирует внимание на том, что часть руководителей разрешает своим подчиненным завершать работу в пятницу существенно раньше установленного времени.

Между тем, некоторые предприятия не только проводят эксперименты по уменьшению рабочего времени, но и публично делятся результатами. Так, например, Совкомбанк, подводя итоги введенной четырехдневки утверждает, что только 3% руководителей недовольны результатом эксперимента. Справились с задачами почти 80% персонала, при этом 20% перевыполнили рабочую норму. Произошел рост общей продуктивности и качества работ. При этом только 4% сотрудников не справились с нагрузкой.

Представители Комитета по труду также приводят в пример успешный опыт других стран. К примеру, в Исландии 4 года 2500 работников разных предприятий работали не более 36 часов. В итоге эксперимент был признан успешным и профсоюзные организации добились уменьшения рабочих дней для 80% людей.

Комментируя успешный опыт других, экономист Георгий Остапкович отмечает, что страны, где производительность труда высокая, могут вводить упомянутые корректировки. В нашей же стране такие трансформации могут привести к падению ВВП, а соответственно пострадает экономика в целом, доходы, потребление, розничная торговля и все основные виды деятельности. Эксперт уточняет: дополнительные полдня отдыха в итоге становятся полноценным вторым отпуском за календарный период. В результате количество выпущенных продуктов, а также произведенные товары или услуги существенно уменьшаются.

Григорий Остапкович приводит в пример длинные выходные в январе и в мае. При сопоставлении производительности в этих периодах с остальными месяцами, можно наглядно увидеть потери в экономике равные 25-30%. Более того, учитывая текущую ситуацию некоторые виды предприятий, к примеру, в сфере обороны, машиностроения, швейной промышленности, работают в 3 смены.

Большая часть компаний также не поддерживает инициативу перехода на сокращенную рабочую неделю. Почти половина работодателей отмечают, что в случае принятия предложения на законодательном уровне, они будут вынуждены снижать заработную плату. По итогам прошлого года эксперимент с сокращением рабочих часов провели только в 1% российских компаний, еще 2% работодателей перевели сотрудников на четырехдневную рабочую неделю, но вскоре снова вернулись к пятидневке.