Сотрудники Роструда объяснили, из чего состоит рабочее время водителей транспорта, и какие правила отдыха для представителей этой профессии предписываются в рамках действующего законодательства.

В ведомстве рассказали, что для наемных работников, трудоустроенных в данной отрасли, существует особый режим работы, существенно отличающийся от тех правил, которые распространяются на представителей остальных профессий. В первую очередь работодатель должен письменно зафиксировать в Правилах внутреннего трудового распорядка те принципы, по которым будет проходить рабочий день водителя, и как он будет отдыхать. Если они отличаются от общеустановленных правил, следует прописать их в рамках заключаемого с работником трудового договора.

В течение трудовой смены водитель не только управляет транспортом, но и периодически отдыхает, останавливаясь по дороге и на конечных пунктах. Кроме того, он выполняет подготовительные операции перед поездкой по предстоящему маршруту, а после завершения рейса наступает заключительный этап, который тоже включается в рабочее время. При осуществлении междугородних пассажирских и грузоперевозок в него также входит проведение необходимых работ, в том числе на автостоянках и в пунктах оборота перед стартом смены и после ее окончания. В трудовую смену также включаются:

• Простои во время выполнения рабочих обязанностей, появляющиеся не по вине работника.

• Прохождение врачебного медосмотра перед рейсом и после него, включая время следования от рабочего места до учреждения, занимающегося проведением обследований, и обратно.

• Пребывание на стоянках, требующееся, чтобы погрузить или выгрузить товар, посадить либо высадить пассажиров.

• Пребывание на стоянках в точках эксплуатации транспортных средств особого назначения и пр.

На водителей распространяются те же типы отдыха, что и на представителей остальных профессий. В частности, в этот перечень входят обязательные перерывы внутри рабочих смен, отдых между ними, по выходным и праздникам, а также в рамках неоплачиваемых и традиционных оплачиваемых отпусков.

Напомним, что вплоть до 1.01.2027 г. продолжится действие указа Минтранса №424 за 16 октября 2020 г. В рамках данного документа прописаны отличительные черты режима работы/отдыха и правила выполнения собственных рабочих обязанностей водителями автомобильного транспорта. В соответствии с распоряжением, стандартная недельная длительность работы для таких сотрудников в общей сложности не должна превышать 40 часов. Если соблюсти данное условие по каким-то причинам невозможно, можно использовать суммарный учет из расчета в 1 месяц. Данный расчетный период допускается повышать вплоть до 3-х месяцев, но только если такое повышение будет предварительно согласовано с профсоюзом или иным уполномоченным представительским органом.

При использовании режима суммарного учета длительность смены не может превышать 10 часов. Допускается продлевать смену до 12 ч., если требуется завершить рейс или доехать до автостоянки, но только при условии, что были соблюдены требования, перечисленные в рамках пп.10-12 Приказа №424. В частности, недельный срок пребывания за рулем ТС не должен превышать 56 ч., а двухнедельный – 90 ч.